Монголия 2012. Дороги коня ветра.

Хобби наших корреспондентов

Модераторы: Реалист, Pooh Lee

Правила форума
Провокация конфликта - предупреждение.
Ответ на провокацию - предупреждение.
Не одумались - обоим БАН на месяц.
Новая провокация - прощаемся. Невзирая.
Прибой

Re: Монголия 2012. Дороги коня ветра.

Сообщение Прибой » 07 сен 2012, 10:43

15.08.2012.
Старт в 9:00. +11, ясно. Хоть нам и очень понравилось на озерах, нужно ехать дальше. Хотя звучали предложения забить на все и провести остаток отпуска именно здесь. Однако – едем.
Выбираться решили постепенно – сначала до восточной оконечности озера Хурган-Нур (куда мы пытались проехать вчера) и немного вдоль реки Ховд-Гол, вытекающей из Хурган-Нура. Там у Артёма вроде бы получалась рыбалка, а хариус нам всем очень понравился. В качестве конечной же точки на сегодня обозначили поселок Буянт. Там мы надеялись пополнить запасы топлива, а также продуктов. Надо отметить, что основным продуктами мы запаслись на всю поездку и даже кое-что привезли домой, но пополнять запасы хлеба, воды, соков/лимонада было необходимо.
По дороге к восточной оконечности озера осмотрели несколько каменных изваяний, оленных камней, а также древний мавзолей. Пытались рыбачить на Ховд-Голе, но безуспешно. Хотя река явно промысловая, может быть просто нужно больше упорства и удачи.
В Буянт мы поехали по прошлогоднему треку ОРМ. Поначалу все шло хорошо – в долинах рек Ховд-Гол и Годон-Гол местность достаточно ровная, хоть и каменистая, не болотистая и проезжая практически по азимуту в любом направлении, только не торопись. Далее, после моста через Годон-Гол (там кстати есть еще одна АЗС, подобная той, что на озерах) колея начинает подниматься вверх и после реки Цагаан-Асгын-Гол уходит в местность верховых болот. Местами пришлось немного поплюхаться. Скорость упала до 10-15 км/ч. Высоты там достигают 2870 метров в районе перевала Тикашаны Хэтэл Даба. Наиболее «мокрое» место находится в районе урочища Цалгар, где все высоты не опускаются ниже 2700м. Дорога (точнее колея) там постоянно скачет с одного на другой берег маленькой речушки Желтын-Гол, постоянные лужи, болотца, огромные кочки. Немного успокаивало только постоянное наличие юрт в шаговой доступности. Ну а возле юрт практически везде стояли УАЗики и иногда даже грузовики, обычные старые ЗиЛы. А значит, в принципе, дорога тут проезжая. От урочища дорога резко взбежала наверх, прошла траверсами пару хороших уклонов и в районе горы Чигиртай после резкого поворота открыла красивый вид вниз, в долину реки Нигиртайн-Гол и стоящий вдалеке Буянт.
Собственно в Буянт мы приехали уже в 18:00. Оказался небольшим, но достаточно аккуратным поселком, с магазинами, сотовой связью, современными уличными светильниками, работающими от солнечных батарей. Открыт был только один магазин (попозже нашли еще, но неочевидный). Купили Спрайт младшему члену экипажа и пиво Боргио (1500 тугриков за бутылку), о котором много писали ранее бывавшие в Монголии. 92-го бензина не обнаружили, солярки на заправках тоже не нашли.
Перед мостом через Сагсай-Гол обнаружили три АЗС, две из них с современными ТРК. Однако одна современная ТРК еще не работала – не было электричества и бензин раздавали из старой, по привычке крутя ручку. На той, что пострашнее, не очень трезвый монгол предлагал 80-й бензин и какой то октан-корректор. А вот на самой левой (если стоять лицом к мосту) оказалось, что у хозяина (двухэтажный дом напротив через дорогу) есть солярка в канистрах. В результате Вадим заправился у него. Мы же налили 80-го, который оказался на проверку вполне приличным, во всяком случае, мотор его переваривал без ругательств.
Пока заправлялись, пообщались с пожилым монголом, который немного знал русский язык. Он очень обрадовался такой возможности и, припомнив весь запас слов (вплоть до «куда держишь путь, товарищ»), рассказал нам про дальнейшую дорогу до Ховда.
Заправившись и пополнив запасы воды, выдвинулись через мост с намерением встать неподалеку на ночевку. За мостом повернули налево, встали на берегу Сагсай-Гола. Место оказалось не очень: сильный ветер и пахнет болотом, но выбирать особо было не из чего. Зато от места стоянки прекрасно был виден Буянт во всем его великолепии ночной подсветки. К ночи поднялся сильный ветер и начался дождь. Спать из-за непогоды легли в 9 вечера.
IMG_0525.JPG
IMG_0528.JPG
IMG_0529.JPG
IMG_0530.JPG
IMG_0536.JPG
Добавлено спустя 10 минут 32 секунды:
о, одна фотография как то развернулась ...
IMG_0541.JPG
IMG_0542.JPG
P1010188.JPG
IMG_0547.JPG
P1010191.JPG
Добавлено спустя 7 минут 18 секунд:
Ну и еще фото
IMG_0552.JPG
IMG_0556.JPG
IMG_0557.JPG
P1010195.JPG
P1010203.JPG
Добавлено спустя 9 минут 49 секунд:
И еще
P1010204.JPG
IMG_0570.JPG
P1010211.JPG
P1010217.JPG
P1010221.JPG
Добавлено спустя 5 минут 51 секунду:
И еще чуть-чуть ...
IMG_0580.JPG
P1010222.JPG
P1010223.JPG
P1010226.JPG

Аватара пользователя
Дежурный
10 Вт
Сообщения: 365
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:50
Имя: Дмитрий
CB: MegaJet 400turbo
Ант. CB: SIRIO ML145 MAG
Авто: MARK II
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Re: Монголия 2012. Дороги коня ветра.

Сообщение Дежурный » 07 сен 2012, 18:52

Слов нет. Захватывает.
Изображение
Изображение Дежурный телефон:(383) 380-25-20

Прибой

Re: Монголия 2012. Дороги коня ветра.

Сообщение Прибой » 12 сен 2012, 14:12

Продолжаем ...


16.08.2012.
Ночью была сильная гроза и ветер. Первый раз за все время использования опасался за палатку и ее устойчивость, хотя еще с вечера, предполагая недоброе, поставил на палатку штормовые растяжки. Наш домик ходил ходуном, пытался улететь. Дождь шел такой, что были реальные опасения, что протекающая в 10 метрах река вздуется и затопит палатку. Просыпались посреди ночи, щупали землю в тамбурах. Палатка устояла, нас не затопило.
Утром проснулись в 7, стартовали в 8:40. Облачно, +9. Сфотографировались у вывески Буянта и решили следовать вчерашним советам пожилого монгола. Уж не знаю, какая должна была быть «плохая» дорога, обещанная им, но «хорошая» тоже была не очень хороша. Но, все-таки, терпима.
Задача на сегодня была добраться до Ховда (он же Кобдо). Поначалу, до озера Том-Нур, на федералку дорога явно не тянула – обычная монгольская колея, периодически проходящая по обширным зеленым полям, почему-то перегороженным каменными стенами. Количество сил и времени, потраченных на постройку таких стен мы даже представить себе не могли – длина стен достигала нескольких километров по периметру.
За озером Том-Нур колея добежала до участка строящейся дороги, судя по всему – той самой, трансмонгольской. А уже эта строящаяся дорога довела нас до развилки у поселка Толбо. Там мы обнаружили очень лаконичный (как и все остальные) монгольский дорожный плакат с указаниями расстояний и названий населенных пунктов. На знаке этом обнаружили несколько наклеек разных экспедиций и решили, что не грех оставить и свою.
Участок дороги от Толбо, через перевал Буратын-Даба (2650м) и до перевала Хашани-Даба (2561м) вполне себе приличный, ехать можно с хорошими скоростями 50-60 км/ч. В районе озера Олон-Нуруд (Нур) встречаем попутный экипаж участников «Монгол-Ралли», стоящий у дороги. На наше вопросительное «are you ok?» получили утвердительное «ok!» и поднятый большой палец.
Доехали до Ховда примерно к 16.30. В Ховде заправились наконец-то настоящим 92-м, пообедали в кафе (2300 тугриков солянка, 4500 мясо с овощами, порции огромные), заехали на рынок.
Уже в районе семи часов вечера выбрались из Ховда и поехали в сторону Мянгада. От Ховда и до Мянгада (точнее до моста через Кобдо-Гол) асфальт, непривычно. На картах отмечен был вал Чингис-Хана, пересекающий дорогу. Хотели посмотреть. Однако в месте пересечения (по карте) про вал ничто не напоминало. Искать не стали. Перед мостом через Кобдо-Гол остановил местный гаишник. Судя по всему попросил документы. Повертел их в руках, ничего не понял. А так как английского или русского не понимал, то махнул рукой, мол, проезжай. Причем местных машин, остановленных блюстителем порядка, стояло много. За что останавливали – непонятно.
За мостом свернули налево, проехали пару километров, встали на берегу Кобдо-Гола в 19.30. Место отличное, только много комаров. Если убрать с горизонта силуэты гор – чисто среднерусская картинка. Кидал спиннинг – безрезультатно.
IMG_0584.JPG
IMG_0588.JPG
P1010241.JPG
P1010243.JPG
IMG_0595.JPG
Добавлено спустя 14 минут 7 секунд:
Еще фото
P1010244.JPG
IMG_0606.JPG
P1010254.JPG
P1010259.JPG
IMG_0610.JPG
Добавлено спустя 8 минут 22 секунды:
И еще ...
IMG_0619.JPG
P1010282.JPG
P1010285.JPG
P1010294.JPG
IMG_0626.JPG

Аватара пользователя
Рыбак
1 Вт
Сообщения: 212
Зарегистрирован: 17 окт 2011, 10:53
Имя: Виталий
CB: Optim-778
Ант. CB: Lemm 2001 turbo
Позывной: Рыбак
р/л позывной: 01920
Авто: UAZ PATRIOT
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Re: Монголия 2012. Дороги коня ветра.

Сообщение Рыбак » 13 сен 2012, 07:04

:cool_cool: Здорово! Читаю на одном дыхании!
В России две беды...первую не замечаю, на вторую плевать!

Прибой

Re: Монголия 2012. Дороги коня ветра.

Сообщение Прибой » 13 сен 2012, 17:19

17.08.2012.
Стартовали в 9:00. Ясно, тепло +15. Первая заметная точка у нас на сегодня – озеро Хара-Ус-Нур – первое в Котловине Больших Озер, до которого мы добрались. Второе по площади пресноводное в Монголии. Целиком находится на территории национального парка, поэтому вчера мы и не старались добраться до него, т.к. была информация, что на берегах озера нельзя разводить костры, ловить рыбу, да и вообще непонятно – можно ли находиться. Когда же мы добрались до озера, выяснили, что берега совершенно пустынны, сильно пахнет рыбой, много мошки и гнуса, а также много чаек и другой птицы. В общем, на Кобдо-Голе реально оказалось лучше. Котловина, на то она и котловина – вокруг все плоско и безжизненно. Ровную поверхность немного разбавляют только валяющиеся то тут, то там трупы и скелеты домашнего скота.
На берегу озера стоит небольшой поселок Бурэг, около которого обнаружили дацан, окруженный забором. Объехали вокруг, пофотографировали со всех сторон. Немного покрутили священные барабаны, попросили хорошей погоды.
Здесь же попробовали диагностировать весьма неприятные звуки, что доносились у меня спереди-слева. Мираж пнул по колесу и отдиагностировался почти оторвавшийся передний бампер. Временно притянули его промышленной стяжкой с трещоткой.
Заехали в поселок, купили мяса на плов и затарились водой. Вообще-то надо было тут же заказать и поесть бузы, но времени с завтрака прошло немного и есть еще не хотелось.
Совсем недалеко от Хара-Ус-Нура находится озеро Хара-Нур, соединяющееся с первым протоками. Пейзажно выглядит точно также, северный берег, где мы проезжали также для ночевки не очень пригоден. Википедия говорит, что озеро богато рыбой. Скелеты рыб на берегу подтверждали это.
В начале четвертого остановились под бетонным мостом у реки Дзабхан-Гол, команда давно просилась устроить банный перерыв. Поначалу опасались, набирали воды в ведра и мылись на берегу, но потом осмелели и полоскались уже непосредственно в речке с достаточно сильным течением. Вода в реке, конечно, мутновата и теплая, но это все равно лучше, чем ходить пыльным и грязным. Заодно перекусили. Здесь же, у моста через Дзабхан-Гол есть небольшая кафешка и, вроде, даже заправка. Но мы ее услугами не пользовались. Уезжали от Дзабхан-Гола уже в пять.
У бригады Таван-Толгойн немного блуканули. Более-менее приличная колея рассыпалась в траве и выбираться пришлось по практически незаметным следам. Местность конечно ровная, можно ехать просто по направлению, но скорость невелика из-за сильной кочковатости. В общем немного покрутились, нашли нужные следы, поехали дальше. Шли мы опять же по прошлогоднему треку ОРМ, а он сильно забирал на юг против нужного нам направления на поселок Дзабхан-Мандал. Можно, наверное, было поискать более прямую дорогу, но так как шли прямо по треку и он в основном совпадал с имеющимися «дорогами», то я решил не упираться.
После горы Бурхэр-Хара-Ула слева по курсу обнаружили большую песочницу – огромные барханы песков Монгол-Элс.
К 18:30 наконец добрались до Дзабхан-Мандала. На заправке обнаружили солярку, Мираж не преминул заправиться. 92-го не было, только 80-й и я решил немного потянуть. Обратный путь все равно лежал опять через Дзабхан-Мандал и заправиться здесь я мог бы на обратном пути. Пока заправлялись, подъехали полицейские, проверили паспорта. Не очень, правда, понятно, что они там рассматривали. Немного покатались вокруг, пытались подъехать ближе к пескам. Но через речку соваться как-то было не с руки и решили поехать немного дальше, примерно к месту, где по карте был указан брод.
Брода не обнаружили. Встали на ночевку на речке Хунсуй-Гол. Готовили плов, попивали пиво. Уже совсем вечером из темноты приехал монгол на лошади. Остановился метров за 10 от стола, спешился, встал на одно колено. Вадим пытался с ним поговорить, но друг друга они не поняли. Судя по интонациям, похоже, что монгол рассердился. Вскочил на лошадь, уехал. Ночь прошла спокойно.

Добавлено спустя 9 минут 16 секунд:
Еще фото

Добавлено спустя 6 минут 41 секунду:
И еще

Добавлено спустя 4 минуты 38 секунд:
Ну и еще ...

Bagum
100 Вт
Сообщения: 839
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 13:57
Имя: Вадим
Позывной: Мираж
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Re: Монголия 2012. Дороги коня ветра.

Сообщение Bagum » 14 сен 2012, 11:03

Прибой писал(а):Судя по интонациям, похоже, что монгол рассердился
А мне показалось, что она сказал что-то типа: Чурки немонгольские, нефига не понимают и ускакал...

Прибой

Re: Монголия 2012. Дороги коня ветра.

Сообщение Прибой » 18 сен 2012, 16:05

Продолжим ...


18.08.2012.
Старт в 9:00. Пасмурно, ветер, +12, но из-за ветра холодно. Сегодня день выделен на посещение загадочной воронки, которая являет из себя реку Мухартын-Гол. Воронка совершенно песчаная, огромная (высота стенок несколько десятков метров) и вытекающая из нее река теряется снова в песках через десяток – полтора десятка километров.
Сначала, часам к 10 доехали до Эрдэннэ-Хайрхана – небольшого, но аккуратненького поселка. Обнаружили заправку, правда без заправщика. Бензина не оказалось, только ДТ. Немного покружили по поселку, отметили большие солнечные батареи для питания (видимо) вышки сотовой связи, а также бригаду китайцев (как нам показалось), которые активно строили какой-то домик. Один из них в строительной форме и каске нам приветственно помахал.
Выбрались из поселка, сфотографировались около арки на выезде. Дальше поехали к воронке в песках Нарийн-Голын-Элс. Все это происходило на высотах около 1800-1900 метров. Чуть промахнулись на выезде, слишком далеко рванули (дорога была хорошая относительно). Вернулись, далее шли по треку ОРМа. В месте, где река растворяется в песках, обнаружили (естественно) несколько юрт и пасущийся скот. Не сразу сообразили как пересечь речку, впадающую в Мухартын-Гол (да, в нее еще что-то и впадает). До точки, от которой не отважились ехать дальше, а пошли пешком, добрались примерно к часу дня.
Сложили пару бутылок с водой, фотоаппараты и бинокль в рюкзаки и пошли пешком к воронке. По предположениям до нее было около 4 км по прямой, т.е. не больше 10 км туда-обратно. Усугублялось дело тем, что из карт района у меня почему-то оказалась в наличии только пятикилометровка. Реально же от места, где мы бросили машины и до воронки по прямой вышло около 7 км, а с учетом «кривизны» пути – около 20 км туда-обратно.
Машины мы собственно оставили уже на песках, так как не хотелось еще сильнее сдувать колеса, да и непонятна была плотность песка. Мухартын-Гол же течет по своеобразному каньончику, одна сторона которого сложена из скальных пород, а противоположная оторочена барханами высотой в несколько десятков метров. Сама река тоже очень своеобразная – очень мелкая, вряд ли выше, чем по середину колена и несущая водами очень большое количество песка. Из-за этого песок постоянно замывает одно русло и вода тут же начинает течь рядом образовывая новое, неглубокое русло. Затем и оно забивается песком и снова поиск пути. Из-за того, что песок влажный, он достаточно плотный и вполне способен выдержать машину. Во всяком случае ноги не вязнут. Но вот меняющиеся русла вынудили народ переходить их в берцах, поначалу не сильно глубоких, но в конце уже изрядных, в которых все набрали воды в ботинки. А я, так как шел в кроссовках, просто разулся и потопал босиком – вода конечно ледяная, но через пару километров привыкаешь. Надо сказать, что Ручей еще шел в кроссовках, но он просто игнорировал все русла и шлепал прямо по ним.
Видимо в награду за смелость и упорство Мухартын-Гол преподнесла нам подарок в виде банки пива, которую, видимо, утащила у каких-то монголов и сохранила для нас.
Пешком до воронки мы топали с 13.10 до 15.50, то есть больше двух с половиной часов. Впрочем с учетом малого опыта ходьбы, да еще в не совсем тривиальных условиях – вроде вполне нормально.
Наверняка к воронке можно подъехать ближе, так как километрах в трех от воронки мы обнаружили следы стоянок, костровища, мусор и следы колес. Однако в таком случае нужно искать другие заезды, так как дорога там неочевидна и неясно, где выходит к более проторенным путям.
Сама воронка, конечно, впечатляет масштабами и безграничной фантазией матушки-природы. Есть информация, что она настолько велика, что видна даже на космоснимках. На старых, детальных картах, мощность источника, пополняющего реку, указан как 1200 литров в минуту. В принципе, это не очень много, в Монголии есть и более мощные источники. Но тут уникальный случай, когда вода просто проступает сквозь пески.
Обратно двигались немного быстрее, но уже явно устали, ноги мокрые (или холодные) и путь давался тяжело. До машин добрались часам к пяти и некоторое время релаксировали, заодно перекусили и употребили пива, в том числе и ту самую «подарочную» банку. Ввиду нежелания сегодня куда-то двигаться и общей усталости решили отскочить немного за ближайшие кусты и заночевать у Мухартын-Гола.
Встали на ночевку в 19:00. Вечером опять поднялся сильный ветер и пошел дождь. С небольшими перерывами дождь шел и ночью.
P1010341.JPG
P1010347.JPG
P1010351.JPG
IMG_0698.JPG
P1010007.JPG
Добавлено спустя 7 минут 29 секунд:
Еще фотографии.
P1010011.JPG
IMG_0703.JPG
IMG_0707.JPG
IMAG1234.jpg
IMG_0712.JPG
Добавлено спустя 2 минуты 21 секунду:
И еще ...
IMG_0714.JPG
IMG_0715.JPG
P1010017.JPG

Аватара пользователя
Саныч
5 Вт
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 17 ноя 2011, 20:26
Имя: Аркадий
CB: MegaJet 600 turbo
Ант. CB: 2001turbo
Позывной: Саныч
Авто: LC-80
Откуда: Новосиб
Контактная информация:

Re: Монголия 2012. Дороги коня ветра.

Сообщение Саныч » 18 сен 2012, 18:19

Красиво!
Саныч
Автоклуб "Бизон" борт 001
8 913 935 сорок пять пятьдесят один

Аватара пользователя
Уголёк
500 мВт
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 13 фев 2012, 10:20
Награды: 1
Имя: Александр
CB: vector 27 ,alan42
Ант. CB: turbo 2001
Позывной: Уголёк
Авто: уаз хантер
Откуда: Прокопьевск-Новосибирск
:
Участнику мероприятия
Поблагодарили: 3 раза
Контактная информация:

Re: Монголия 2012. Дороги коня ветра.

Сообщение Уголёк » 18 сен 2012, 19:37

Невероятно!!!

Bagum
100 Вт
Сообщения: 839
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 13:57
Имя: Вадим
Позывной: Мираж
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Re: Монголия 2012. Дороги коня ветра.

Сообщение Bagum » 19 сен 2012, 06:36

Прибой писал(а):Есть информация, что она настолько велика, что видна даже на космоснимках
Очень хорошо видна на снимках со спутника. Я ее сразу нашел. Измерил ее диаметр - 770 метров
На снимках видно, как река уходит в песок и потом опять появляется.
Вложения
voronka.jpg
voronka2.jpg

Прибой

Re: Монголия 2012. Дороги коня ветра.

Сообщение Прибой » 19 сен 2012, 14:02

19.08.2012.
Старт в 9:00. На улице +6, ветер, но солнечно.
Сегодня наша дорога начинает вертеться в обратную сторону. Мы находимся в самой юго-восточной точке нашего путешествия и, начиная с сегодняшнего дня, мы, по сути, начинаем возвращаться домой.
Через 40 минут после старта были уже в Эрдэннэ-Хайрхане. Снова заехали на заправку, не обнаружили ничего нового и отправились дальше. Обнаружили другую дорожку между Эрдэннэ-Хайрханом и Дзабхан-Мандалом. Что-то типа грейдированной полосы вдоль телеграфно/телефонных столбов. Она, конечно, тоже не идеальна, но позволяла держать скорость 40-50 км/ч без изнуряющей тряски на стандартной «гребенке».
В Дзабхан-Мандале быстренько «накрутили» в бак 30 литров местного 80-го. Рядом с бензоколонкой мерились силой и задирали друг-друга несколько местных. А так как было не очень понятно – это они под влиянием сосудорасширяющих средств или просто юмор такой, то мы сильно не задержались. Пытались пробраться сквозь центр поселка к реке, надеясь обнаружить там нужную колею, но не преуспели. В результате снова вернулись на грейдированную «федералку». Справа нас сопровождала картина все той же реки Хунгуй-Гол и высокие песчаные барханы.
Между Дзабхан-Мандалом и Ургамалом (центром местного сомона) всего-то около 65 км, но по времени это полтора часа даже не смотря на «хорошую», по местным меркам, дорогу. В Ургамале налили еще канистру 80-го, не обнаружив ничего лучше и купили минералки в магазинчике.
Сегодняшней целью у нас было озеро Хяргас-Нур. Хяргас-Нур - в переводе с монгольского - озеро киргизов. Соленое озеро, расположенное в Котловине Больших Озер у подножия хребта Хан-Хухий. Площадь озера около 1400 кв. км., находится на высоте 1028 метров над уровнем моря. В озеро впадает река Дзабхан-Гол, текущая с Хангайского хребта. В месте впадения реки образуется пресное озеро Айраг-Нур на высоте 1030 метров, отделенное от озера Хяргас-Нур узким перешейком.
Само озеро открывается задолго до берега, если ехать к нему со стороны Ургамала. Блестящая водная гладь и ровные просторы во все стороны напоминают мираж в пустыне. Однако в этом мираже нам повстречался рейсовый ПАЗик с надписью «Улгий – Улан-Батор». Мы еще сильно подивились выносливости монголов, ведь преодолевать расстояние между этими городами ПАЗик по нашим понятиям должен примерно за неделю, ну или чуть меньше.
К озеру мы подъезжали с юга и объезжали против часовой стрелки. Самой восточной его части мы достигли часам к трем. Как раз тут было что-то вроде перекрестка дорог и мы даже обнаружили некие строения, похожие на советский пионерлагерь 60-х и указатель на кемпинг. Отсюда мы стали пытаться найти подходящее место ночевки, так как хотелось еще и порыбачить в столь большом водоеме.
Сначала заехали на восточную косу, выдающуюся с северного берега в озеро аж на 11 км. Немного перекусили, оценили обстановку. Место пустынное, никакого прикрытия от ветра, но в принципе ровное, для стоянки годное. Но так как по времени было еще рановато, решили попытать еще счастья. Чуть дальше, вдоль берега озера обнаружилась стройка. Присмотревшись, поняли, что строят дорогу, возводя насыпь из щебня и укатывая ее техникой. Пыли при этом поднималось неимоверно. При попытке осмотреть одно из предполагаемых мест ночевки, Вадим не заметил болотца и застрял в качественной чаче. А так как кроме собственно болота имелись в наличии еще и камни изрядных размеров, то вызволить его оказалось делом не столь тривиальным. Пока выбирались, подъехали два монгола на лошадях. Один из них стал активно помогать, таскать и кидать камни. Еле выбрались.
В результате прошвырнулись еще дальше по берегу и завернули на косу, которая по картам имеет название урочища Шугам. Коса широкая, галечная. Нашлось место, слегка прикрытое от ветра. Пока готовили ужин и ставили лагерь, я побросал немного спиннинг. Безрезультатно. После ужина, уже почти в темноте, при повторной попытке удалось вытащить османа на несколько килограмм.
Ихтиофауна озера представлена фактически одним видом — алтайским османом, имеющим в этом водоеме две формы: растительноядную и рыбоядную. Максимальные размеры растительноядной формы османа не превышают 40 см при весе до 1,3 кг, для рыбоядной формы известны экземпляры длиной до 100 см. Wikipedia
Наш осман оказался длиной около 67 см, а значит не самый маленький. Рыба оказалась сильной, минут десять – пятнадцать мы с ней занимались перетягиванием лески с переменным успехом. Уже когда вытащили ее на берег, обмерили и сфотографировали, когда прошел адреналиновый взрыв от борьбы, мощную красивую рыбу стало жалко. Но и отпускать было уже поздно …
Ночь прошла неспокойно, с ветром и каплями дождя.
IMG_0717.JPG
IMG_0719.JPG
IMG_0720.JPG
IMG_0722.JPG
IMG_0723.JPG
Добавлено спустя 3 минуты 16 секунд:
Еще фотографии
P1010020.JPG
P1010022.JPG
P1010031.JPG

Bagum
100 Вт
Сообщения: 839
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 13:57
Имя: Вадим
Позывной: Мираж
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Re: Монголия 2012. Дороги коня ветра.

Сообщение Bagum » 25 сен 2012, 10:20

Прибой, даёшь продолжение!

Аватара пользователя
Зануда
5 кВт
Сообщения: 5116
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 09:34
Имя: Андрей
CB: Yosan Excalibur
Ант. CB: LEMM Turbo 2001
Позывной: Зануда
р/л позывной: UB9OBQ
Откуда: Новосибирск
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

Re: Монголия 2012. Дороги коня ветра.

Сообщение Зануда » 25 сен 2012, 10:41

:cool_cool:
Обожаю слушать ложь, когда знаю правду.
Занудой можешь ты не быть, но скрупулезным быть обязан! ©

Прибой

Re: Монголия 2012. Дороги коня ветра.

Сообщение Прибой » 25 сен 2012, 14:07

Даю продолжение ...


20.08.2012.
С утра ясно и солнечно, +15. Оказалось, что Вадим (он чистый «жаворонок») уже поймал с утра еще одного османа не меньшего размера прямо в десятке метров от лагеря. Соответственно утро началось с кулинарных работ – почистить, порезать, приготовить.
К сожалению, на тот момент мы не знали, что внутренности османа частично ядовиты (икра и пленка, выстилающая брюшину изнутри). Конечно при чистке все внутренности мы удаляли, но зная такую особенность, были бы гораздо внимательнее. Возможно, что именно это незнание нам потом и аукнулось.
Одного османа пожарили, оказалась очень вкусная рыба. Вчерашнего же порезали, присолили и забрали с собой.
В связи с готовкой стартовали только в 10:30. Основной задачей на сегодня было добраться до Улангома, административного центра Убсунурского аймака. Мы планировали пополнить там запасы топлива, кое-каких продуктов, а также, определив минимально необходимый запас тугриков, поменять ненужные обратно на рубли. Ночевать планировали на озере Убсу-Нур (Увс-Нуур), что находится северо-восточнее Улангома с прицелом устроить завтра на нем дневку.
Расстояние от места нашей ночевки на озере Хяргас-Нур до Улангома оставалось небольшое, всего то около 130 км, дорога шла по плоскому, ровному дну Котловины Больших Озер и преодолели мы ее достаточно быстро. Передвижение к тому же происходило либо вдоль, либо непосредственно по строящейся дороге, которая видимо должна соединять Улангом с южными районами Монголии. Кстати, виды с этой дороги открываются совершенно открыточные – уходящая вдаль ровной ниткой трасса дороги на фоне белеющих горных вершин хребтов Тургэн-Ула и Хархира и до полной идиллии не хватает только асфальта на дороге.
По дороге заезжали в небольшой поселок Наран-Булак – нарядно и даже как-то празднично. Немного поговорили с монголом на заправке: кто мы, откуда и куда. Сносно говорил на русском. Что меня дернуло плеснуть в канистру 80-го, когда до Улангома оставалось всего ничего – не знаю … наверное привычка.
К Улангому подъехали в 13:45. Въезд оказался платный – 500 тугриков с машины, вроде и недорого, но непонятно за что. Сразу на въезде заправились 92-м (1880 тугриков/литр) на заправке Петролеум. Заодно Вадим попытался вытащить камень из под тормозного щитка на заднем левом колесе. Не удалось, отложил. Деньги обратно на рубли, как оказалось, меняют не везде. Нашли обмен только в Хаан-банке. Вадим поменял лишние тугрики, мы же посчитали, что потери окажутся небольшими, даже если остатки не менять.
Сам Улангом (Красная долина) оказался очень даже современным городком с населением тысяч в 25-30, с многоэтажными домами и прочими прелестями цивилизации, причем километров за пять до города после бетонного моста через реку Хотатын-Хэв на дороге даже появился асфальт.
Потратив на город около пары часов, поехали на Убсу-Нур. К тому моменту меня уже основательно потряхивало, появились признаки недомогания, некоторая слабость, тошнота - чистой воды отравление организма. Очень хотелось поспать. Добраться до озера оказалось не так уж и сложно, но дорога в основном представляла из себя зубодробительную гребенку, доводящую до исступления. Причем машину трясло даже на невысоких скоростях около 10-15 км/ч. Оказалось, что берег озера, куда ведет накатанная колея, представляет собой платный (3000 тугриков/иностранца) общественный пляж с туалетами и бачками для мусора. Проехать куда-либо еще, кроме обозначенного для стоянки места, теоретически можно, но не хотелось нарушать правила. Денег на въезде мы не платили, к тому же у нас были пропуска в национальные парки как раз на сумму 3000 тугриков на человека, так что мы посчитали, что уже за все заплатили. Так как вокруг было несколько шумных компаний монголов, сначала решили отъехать от них подальше, насколько это возможно. Народ стал ставить лагерь, а я срубился сидя прямо в машине. Пока спал, наши наблюдали морозоустойчивых монголов, купающихся при температуре воздуха 18 градусов.
Вообще, Убсу-Нур или Увс-Нуур – это крупнейшее в Монголии озеро по площади водной поверхности, самое известное из Котловины Больших Озер. Северная его часть находится в России, в республике Тыва. Это замкнутый бессточный водоем площадью более 3350 квадратных километров на высоте 753 метра, своего рода внутреннее «море» Монголии. Вода в нем горько-соленая.
Часа через полтора, примерно в половине седьмого, когда я проснулся, мы совместно оценили обстановку и решили поискать другое место для ночевки. Вернулись опять к асфальту, пересекли трассу, нашли вроде неплохую полянку, прикрытую со всех сторон холмами, но, совершенно случайно обнаружили там человеческий череп и явные остатки человеческого скелета. Естественно быстро вырулили с этой полянки, рванули дальше, попутно размышляя «что это было??» и «не надо ли ехать в Улангом, заявлять в местную полицию об обнаружении трупа?». Отъехали от этого странного места еще пару километров и снова было прицелились в подходящую ложбинку, ибо уже вечерело и солнце заходило за горы. Но в этой «подходящей ложбинке» части скелетов и человеческие черепа валялись просто везде … В общем женская часть экипажей категорически отказалась ночевать даже близко к этому месту, да и мужской части данное соседство представлялось не очень приятным.
Уже потом, в России, пытаясь найти хоть какие-то объяснения этому, нашли разрозненную информацию, что у монголов есть или была традиция хоронить умерших без закапывания, открытым способом (ну собственно в каменистой местности закапывать затруднительно) и, по сути, оставлять покойников на растаскивание местному зверью. Наверное мы и наткнулись на подобное «кладбище» в поисках места для лагеря.
Решили поехать за Улангом. Если на въезд в город еще работали наши талоны, за которые мы уже заплатили, то на другом выезде из города с нас также потребовали денег. Мы пяток минут поупирались, доказывая, что однажды уже заплатили, но женщина в будочке то ли нас не понимала, то ли делала вид, что не понимает. В результате отдали еще 1000 тугриков, чтобы выбраться из этого не очень гостеприимного города.
В темноте с трудом нашли свороток с трассы. Не помогал даже верхний рабочий свет, кругом кусты и, изредка, юрты. Встали в поле, недалеко от юрт и загонов для скота. Палатку ставить не стали, развернули спальники в машинах. Сварили уху из вчерашнего османа и завалились спать. Сны были тревожные …
P1010032.JPG
P1010035.JPG
IMG_0753.JPG
IMG_0758.JPG
IMG_0761.JPG
Добавлено спустя 3 минуты 4 секунды:
Еще фотки
IMG_0765.JPG
P1010044.JPG
P1010045.JPG

Bagum
100 Вт
Сообщения: 839
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 13:57
Имя: Вадим
Позывной: Мираж
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Re: Монголия 2012. Дороги коня ветра.

Сообщение Bagum » 28 сен 2012, 12:17

Прибой писал(а):что у монголов есть или была традиция хоронить умерших без закапывания, открытым способом
Эта традиция была раньше. Потом пришли наши и учили хоронить правильно. А теперь традиция снова возрождается.

Прибой

Re: Монголия 2012. Дороги коня ветра.

Сообщение Прибой » 01 окт 2012, 11:12

Пора заканчивать ...

21.08.2012.
Ясно, солнечно, +13. Стартовали в 9:00. Когда выезжали на трассу, то оказалось, что по другую сторону дороги чуть дальше нашлись бы вполне приличные местечки для стоянки, причем даже с протекающей рядом речушкой. Но, вчера, в темноте, найти их не представлялось возможным.
Вчера вечером и сегодня с утра прикидывали свой ближайший маршрут. Хотелось устроить дневку, но рядом с водоемом, так как давно требовался банно-прачечный день. Кроме того, в пожеланиях также было, чтобы водоем был пресным. Ближайшим таким водоемом оказалось озеро Ачит-Нур. Кроме того, находилось оно примерно на пути в сторону погранперехода в Ташанте, через который мы собирались выходить обратно в Россию.
Выходящая из Улангома дорога в сторону Тургэна покрыта асфальтом на протяжении 40-45 километров. Собственно она и дальше идет асфальтовая, но уже резко поворачивая на север, даже на северо-восток, в сторону погранперехода с Россией в Хандагайты, что в Тыве. Мы же на развилке у подножия гор Харсайн-Ула и Цалгар-Ула двинули дальше на запад и полезли на перевал Улан-Даба уже по обычной щебеночно-грунтовой колее. Сам перевал достаточно короткий, всего около 4 км, но крутоват. Перепад высот достигает километра между долиной, в которой лежит Улангом и вершиной перевала Улан-Даба.
Вид, открывающийся с перевала, явно заслуживает некоторого времени для фотографирования или философского созерцания. Мне вообще показалось, что этот вид и сама местность от перевала Улан-Даба до озера Урэг-Нур, являются самыми «монгольскими» среди того, что мы видели на протяжении всей поездки. Этому наверняка способствовала прекрасная солнечная погода, практически полное отсутствие обязательных для Монголии юрт и близкие сверкающие снегом вершины.
От перевала Улан-Даба до озера Урэг-Нур всего около 50 км, дорожка не напрягает, ехать можно относительно быстро, виды прекрасные. Честно говоря, знай я о таком месте, я бы заранее позаботился о том, чтобы как минимум заночевать здесь, а то и устроить дневку.
Озеро Урэг-Нур по живописности также вполне годилось для стоянки, но мы слишком мало проехали с сегодняшнего утра, да и хотелось добраться до пресного озера. Поэтому мы не стали останавливаться и двинули дальше, к озеру Ачит-Нур.
Ачит-Нуур (до 1989 г. по-русски именовалось Ачит-Нур, монг. Ачит нуур — «Благодетельное озеро») — озеро на западе Монголии. Западная половина озера входит в аймак Баян-Улгий (сомон Ногооннуур), а восточная половина — в Убсунурский аймак (сомон Бухемурен). Население восточного побережья озера составляют дербеты, западного берега — в основном казахи (около 2/3) и дербеты (1/3).
Озеро расположено в Ачитнурской котловине. Основные питающие реки — Бухемурен и Алтангадас-Гол и Улиастайн-Гол. Ачитнурская котловина ограничена с севера отрогами массива Монгун-Тайга, с востока массивомХархираа, с запада отрогами хребта Монгольский Алтай, а с юга горами Улаан-Лонх-Уул.
Озеро Ачит-Нуур — проточное: на юге оно соединено протокой с озером Зуун-Хол-Нуур, которое в свою очередь соединяется короткой рекой Усаны-Холоойн-Гол в качестве левого притока с рекой Кобдо-Гол.
Берега опустынены, по берегам преимущественно каменистый обрывы и скалы из песчаника. На севере и востоке берега низменные, заболоченные.
Озеро мелкое, при площади 297 км² средняя глубина составляет 2,2 м, максимальная глубина 5 м[1], объём воды — 0,665 км³.
В озере водятся чёрный осман, хариус. Примыкающие к озеру дельты рек образуют обширные заболоченные области, поросшие осокой и камышом, в которых изобилуют различные виды птиц.
Wikipedia.org

К озеру мы подъехали достаточно рано, около трех, предварительно пройдя обширную ровную долину и обогнув горы Бурхадын-Улан и весточный берег. Первоначальное место стоянки предполагали выбрать у подножия горы Хара-Удзур, но оно не показалось нам идеальным. Относительно недалеко от загонов для скота, много комаров и сложный подход к воде, плюс монголы замусорили там все до невозможности. Поэтому обогнули гору Тахир-Ула и встали на южной стороне небольшого полуострова. Здесь оказалось поменьше травы, побольше ветра, сдувающего насекомых.
Лениво поставили лагерь, принялись готовить и занимались машинами. Вадим ремонтировал колесо, меняя шпильки на тормозном диске. Я снял, наконец, бампер (он практически оторвался и со второго кронштейна) и примотал его на багажник. К тому моменту на багажнике уже ехали рваный и мятый лист защиты и пластиковый грязевой щиток.
Погода стояла хорошая, желающие отправлялись мыться в озере. Озеро мелкое, но, похоже, рыба должна быть. Подъезжали две машины с монгольскими номерами (Лексус и УАЗик с лодкой на крыше), в них рыбаки – монголы и русские. Пока мы немного поговорили с одним из рыбаков, двое других успели сделать по паре забросов впустую. Сразу решили, что тут ловить не стоит и поехали искать другое место. На основании такого их поведения складывается ощущение, что ловля рыбы в этом озере должна начинаться прямо с первого запроса.
Ближе к вечеру у Волны ухудшилось самочувствие. По ощущениям выходило, что это все-таки пищевое отравление. Утром она ела уху из того самого османа и, вполне возможно, что именно это явилось причиной. Решаем дать ей отлежаться, минимально нагружая организм.
На завтра однозначно решаем делать дневку.
IMG_0768.JPG
IMG_0770.JPG
IMG_0773.JPG
IMG_0778.JPG
IMG_0780.JPG
IMG_0782.JPG
IMG_0775.JPG
IMG_0786.JPG
IMG_0788.JPG
IMG_0791.JPG
IMG_0800.JPG
IMG_0806.JPG
IMG_0809.JPG
IMG_0811.JPG
IMG_0827.JPG
IMG_0840.JPG
22.08.2012.
Сегодня дневка. Катерина болеет. Мы занимаемся хозяйством, немного машинами – крепим груз на багажнике, я оформляю переднюю часть Сюрфа – приматываю скотчем поворотники к лебедке и креплю номер. Желающие продолжают банный день. К вечеру погода портится. Ночью дождь и сильный ветер, почти срывает палатку.

23.08.2012.
Пасмурно и ветер. Вчера было решено, что цель на сегодня – перейти границу. Но утром сначала едем до Баян-Ульгия. Там заправляемся (я уже только в бак, канистры пустые), покупаем сувениры, меняем оставшиеся лишними тугрики и едем на границу. К границе подъезжаем к 12:30, а обед с 13:00. Вадим пытается успеть пройти, а мы остаемся попробовать местные бузы. Внешний вид кафе доверия не внушает, запах вокруг убивает всякий аппетит. Все-таки идем. Выбираем кафе с вывеской, рядом с которым стояли 2 машины с монгольскими номерами. В кафе стойкий запах козлятины, шумная компания казахов-монголов. Заказываем буузы, 9 шт. Этого мало, они небольшие, но очень вкусные. Готовят прямо тут же. В переводе на рубли 1 шт. 6 руб. Немножко общаемся с соседями, один из них хорошо говорит по-русски. Пообедав, едем на границу. Мы вторые в очереди, перед нами казахи из Караганды. Вадим не успел пройти паспортный контроль, ждет в отстойнике, разговаривает с калифорнийцем, участвующем в «Монгол-Ралли». Наконец запускают на территорию погранперехода. Сильно удивляют личности монгольско-казахской национальности в спортивных костюмах, шляющиеся по всем помещениям таможни. Я имел небольшой разговор с двумя таможенниками, праздно интересующимися способами лифтовки Сюрфа (по утверждению, у одного из них такой же – я все боялся, что открутят что-нить себе на память). Проходим все службы (суматошно и постоянно кто-то норовит влезть без очереди), едем до нашего погранпункта.
У нас все достаточно быстро: обработка колес (100 руб.), санитарный контроль («Все хорошо себя чувствуют?» - «Да»), паспортный контроль, таможня. Вроде все формальности прошли, спрашиваю «Всё, дальше на выезд?», мне смеются в ответ «На въезд!»
Всё, мы в России. Качаем колеса до положенных 2 очков, радуемся асфальту. Едем до Акташа, покупаем на перекусить минералку и беляши, дальше стараемся пройти как можно больше до наступления темноты. Находим подходящее место для ночевки на Ильгумене – небольшой островок между основным руслом и протокой.

24.08.2012.
Старт в 8:30. Ясно, солнечно, +11. Сегодня пятница, поэтому есть надежда, что М52 в сторону Новосибирска будет посвободнее. Цель на сегодня – доехать до дома. Добираемся действительно быстро. 13:30 Бийск, 17:00 Искитим, около 18.30 мы, наконец, дома.

Путешествие закончено. До свидания, Монголия! Баяртаа!

Аватара пользователя
Woldemar2010
500 Вт
Сообщения: 1088
Зарегистрирован: 18 июл 2012, 14:32
Имя: Владимир
CB: MegaJet 555
Ант. CB: Lemm AT 2001 Turbo
Позывной: Вольдемар
Авто: Uaz Patriot
Откуда: Новосибирск
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 7 раз
Контактная информация:

Re: Монголия 2012. Дороги коня ветра.

Сообщение Woldemar2010 » 01 окт 2012, 12:29

:bra_vo: :co_ol: спасибо за отчет, очень интересно было читать и фото- супер.
Зачем нам дороги, когда можно поехать прямо!

Прибой

Re: Монголия 2012. Дороги коня ветра.

Сообщение Прибой » 01 окт 2012, 12:48

Да пожалуйста. Если вопросы будут - готов отвечать.

Закрыто

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и 9 гостей