Слов мало, поэтому, позвольте тут "отчитаюсь".
Фотографии, кои довольно скучны и скорее хронометричны, можно посмотреть
здесь
Сначала с Доктором докатились до Иркутска. Ехали бодро, несмотря на дождливые места. Выехали в пятницу после работы, а в субботу вечером около 23.00 я уже сидел за столом у старого школьного приятеля в Иркутске. По дороге произошли три технические остановки. Одна - поправили свет у Крузера (немного опустили). Две другие - по моей вине - словил глюк датчик уровня топлива и я не дотянул до заправки. Доливался припасенным в канистре 98 (брал на случай, если попадется какая-нибудь моча, чтобы разбавить). Сначала полканистры влил, но до заправки не дотянул. Пришлось второй раз останавливаться и остатки заливать. Забегая вперед, могу сказать, что на обратном пути перед Кемерово, не доезжая около 40 километров, снова наступил на эти же грабли. Заглох прямо напротив заправки, но тем не менее, заправиться решил из канистры и докатил до ГПН в Кемерово.
В Иркутске в воскресенье погулял, отдохнул еще ночку и отправился изучать дорогу на Улькан через Жигалово (в прошлом году ездили через Братск - Усть-Кут). До Качуга - асфальт, перед Качугом - немного "волнующийся". Видно, что не одна машинка волны пузиком притирала... Но, если не торопиться, то проблем не вызывает. Далее до Жигалово и далее - гравийка. Не сказать, что ужасного, не сказать, что идеального - ну, гравийка да гравийка. Местами посредственного качества. Желающие умудряются пробить картер. Например, коробки. Таким "желающим" и оказался один водитель "Филдера". Не бросать же человека в таёжной глуши... на веревке потащил хотя бы до ближайшего водоема. До ближайшего водоема с водой, пригодной в пищу оказалось не так близко и пришлось по горам с хвостиком лазать не один десяток километров... В конечном итоге горная речка была найдена. Надо отметить, вовремя, поскольку я стал переживать, что могу не дотянуть по топливу до заправки и сам заночевать где придется, а не где захочется. Спросил, есть ли еда. Можно было добыть как минимум, ворону. Ну да наше дело предложить... Взял контакты, на которые отправить СМС (почему именно СМС не знаю. Я спрашивал, куда сообщить и подразумевал звонок). После того, как появилась связь обнаружилось, то интернет у меня есть, а вот звонить/писать СМС я не могу... Здесь пришел на помощь СиБирский вацап. Попросил отправить текст на номер и покатил дальше... Теперь уже с изрядно потрёпаным тросом и одним утерянным шаклом (сам виноват - не проконтролировал, как его зашплинтовали). По темноте не стал штурмовать незнакомую гравийку, заночевал в машине в лесу. Поутру с рассветом тронулся дальше.
Одно из, пожалуй, самых страшных мест для пузотеров (да и не только) тех мест - перевал Даван прошел беспроблемно. По сравнению с прошлым годом там вообще едва ли не асфальт. Делают дорогу с бурятской стороны, с иркутской тоже вполне проезжабельная (год назад иркутская сторона была в ужаснейшем состоянии). Если верить википедии, то "Высота перевала — 990 м. Под седловиной перевала проходит Байкальский тоннель длиной 6685,6 м." Тоннель, может, где-то похоже на правду, цифры проверить сложно. А вот высота перевала по автодороге явно больше. Навигаторы фиксировали цифры более 1000 метров. На термальные источники не заезжал, к обеду был уже в Северобайкальске. Резюмируя, дорога Иркутск-Северобайкальск через Жигалово на пузотере без фанатизма преодолеваема за один летний световой день.
В Северобайкальске мне надоел дребезг защиты, который длился от самого Новосибирска (хотя на асфальте не донимало, лишь иногда брякала) и я таки полез смотреть, что бы с ним сделать... Обнаружил, что одна точка из четырех не закреплена. Осознал, что случилось это при правке защиты ломиком еще в Новосибирске накануне. Она довольно долго донимала мелким дребезгом, пытались ее поправить, не снимая, но не получилось и даже дребезг вроде стал больше. Только в Северобайкальске я понял, что он действительно стал больше, поскольку одно ухо крепления было просто оторвано... Поэтому, защита практически не работала, практически беспрепятственно болтаясь на трех точках крепления. Что позволило немного замять поддон картера двигателя и, как выяснилось позже, где-то допустить травму картера КПП. Хотя, поминая дорогу, особо мест, где можно было бы существенно травмироваться не было, преграды в виде катакомб преодолевались аккуратно и без ударов... Нахожу СТО, на котором в прошлом году варил оторванную (тогда - "по-честному" оторванную) защиту. Договорился. Снимаем, правим, усиливаем "ухо"... Жаль, но не доверили мне аппарат, поэтому, сварка получилась не швом, а, простите, насранными точками... Все остальные работы с металлом удалось выполнить самостоятельно. Взявшийся парнишка с металлом явно на "Вы" и не знает, с какой стороны к нему подходить. Забегаю на местный рынок, после чего отправляюсь в оставшиеся 180км... Опять дождь. Мне эти 180 показались самой плохой дорогой. Возможно, так оно и было.
Проходит несколько дней, выбираюсь в поля, точнее - леса - на "по грибы-ягоды". Воет коробка. Далеко не заезжая, обнаруживаю, что щуп в коробке сухой. Возвращаюсь. Обнаруживаю, что масла не только на щупе нет, но и вообще в коробке... Куда делось - непонятно... Эстакада, демонтаж защиты, внимательное изучение всех поверхностей - никаких предположений. Только после снятия кожуха картера сцепления возникает подозрение, что потек сальник первичного вала. Но не могло же ВСЁ масло через него уйти... В магазинах особого ассортимента нет, приходится брать то, которое есть в достаточном количестве. Три литра на заливку плюс литр на дорогу. Полусинтетика (до этого была синтетика). Начинаю заливать и только тогда обнаруживаю источник течи. За головкой болта трещина. Худо-бедно удается устранить сначала течь, а потом "накрепко" замазать трещину и подозрение на трещину плексиполом. Попутно срывается резьба. Для удобства ставлю втулку и удлинняю болт. Проверка, прогревы-пробеги - течи нет. Плексипол в запас с собой в обратную дорогу.
Выдвижение в обратную дорогу - длинная история, полная впечатлений. 180 км до Северобайкальска преодолел просто непонятно каким чудом... Всё, что могло случиться - случилось. Что не могло случиться - случилось тоже... Нет, конечно, могло быть и намного хуже. Но приключений хватило. Эти 180 километров я преодолевал почти 7 часов... Это здесь, в том числе, разбортировались два колеса на ровном (абсолютно!) месте, после чего пришла хана диску, достал две запаски, в одну из которых пришлось вставлять камеру, умудрившись утопить сосок в накачанной камере, протыкать ее ножом... В общем, приключения начинались такие, что под большим вопросом встал заезд в Курагино. Обратную дорогу решено идти через Усть-Кут и Братск. Тем более, что сказали, что там ее делают. Надо отметить, дорога действительно лучше, чем в прошлом году. Есть отремонтированные, отгрейдерованные участки. Перед Братском кладут асфальт. Правда, кладут в том числе, ночью и кое-где без каких-либо опознавательных знаков. Опять дождь... Не доезжая около 200км до Братска почти в конце одного из подъемов на обочине голосует женщина. В относительно длинной футболке и шлепанцах. Почти в последний момент замечаю ребенка за кусом и, наверное, только поэтому, останавливаюсь (время к полуночи, моросит дождь). Просят помочь сдернуть машину. Сразу спускаться не стал, пошел сначала посмотреть. Два мужика пытаются домкратить "шестерку" с тремя вывешанными колесами. Два излюбленных вопроса, на второй ответ "поехали маме юбилей справлять". Водитель трезвый. Но это не помогло. Видимо, взял хороший разгон для подъема в крутую гору, а вот в поворот не вписался. Результат - висит пузом на торчащих камнях. Спуститься можно, стащить его назад, после чего, возможно, подниматься придется задом. По ночи таких экспериментов не хочется. После недолгих экспериментов, удается снять "шестерку" с якоря. Счастью нет предела. Поднимаюсь наверх и обнаруживаю... Что еду с пустым задним правым. Сколько я так еду - неизвестно... но последний раз проверял колеса километров около 50 тому назад. По гравийке пустые задние не чувствуются, зная это периодически делал остановки и при любых подозрениях осматривал. Лучше 3 минуты потерять, как говорится... Похоже, спасло то, что был дождь и довольно прохладно - резина успевала охлаждаться и не прогорела. Накачиваю. Осматриваю-ощупываю на предмет грыж. Не обнаруживаю. Удивляюсь, благодарю Всевышнего (в ночной сырости на подъеме не очень хочется ковыряться) аккуратно еду. Через небольшое расстояние еще раз осматриваю, успокаиваюсь, еду дальше. Долго-ли коротко-ли, через пару часов на дороге аварийка. Дождь. Подъезжаю - стоит встречный грузовичок (малотоннажник) и где-то справа "что-то валяется". Водитель кемарнул немного и улетел в левый кювет, да еще и на чужом "Аккорде". Ходом прошел две хорошие траншеи. Веревок-тросов нет. Достаю "динамичку". Прикидываю, что в лучшем случае одним колесом буду стоять на мокрой траве, другим - на мокром асфальте. Предлагают дергать вбок, чтобы оба приводных колеса были на асфальте. Он же, говорю, в траншее колесо оставит... Других вариантов нет. Грузовичок поперек дороги даже толком и не уместится - узко. Пробуем - внатяг, естественно, не получается, колеса скользят. Рывком вытаскиваю. Вытягиваю на дорогу. Беглый осмотр показывает: минус "телевизор", минус радиаторы, возможно - свело к центру лонжероны. Своим ходом не пойдет. Чем мог - уже помог, дальше оставляю и еду до Братска. В Братске ночую до утра и даже чуть больше. Следующим днем по плану встретиться и познакомиться с родственниками в Нижнеудинске.
Родственники встретили, как будто всю жизнь близкой родней были. Познакомились, пообедали. Я в родне не силен, но если не ошибаюсь, троюродная племянница меня тоже признала. Расставаться не хотелось, оставляли на отдых, но впереди еще много всего. Жаль, так и не удалось повидаться с папкиным братом - был в лесных угодьях на рыбалке. Ну да всё еще впереди, как говорится. И - вот досада - буквально сразу после выезда из Нижнеудинска встаю в пробку. Похоже, надолго. Пять минут раньше - и не было бы проблемы. А тут... хоть возвращайся. На мостике ремонтные работы. Проезд в одну полосу. Бетонные блоки и вагончик. ГАЗик прошел через бетонный блок, через весь мост с его незалатанными стыками плит, едва не вписавшись в вагончик и людей, вышел через блоки и уткнулся в ограждение. Не пропустила и скрылась встречная фура, оттормозиться не смог (?) жив. дорожники тоже не пострадали, но проезд полностью перекрыт. Говорят, накануне здесь же было гораздо более суровое ДТП с пострадавшими. После некоторых перепираний, водители практически вручную сдвинули один блок и с помощью грузовичка - второй. Проезд освободили... Дорога дальше почти до Красноярска уже знакома, но при подъезде к Канску ждет неожиданность - говорят, что на мосту ДТП и проезда нет... Позже выясняется, что есть возможность проезда, а вот через город транзиту проезд закрыт. Необходимо где-то по объездной ехать, как на нее выйти - непонятно... Но притворившись "незнающим", благо, на маленькой машинке, удается проскочить через город. Сильный дождь, ехать очень тяжело, поэтому, остаюсь ночевать. Утром проспал долго. Начинаю отставать от предполагаемого графика. Недоезжая Красноярска, ухожу на Шалинское. Тоже вполне сносная дорога, сначала асфальт, который позже сменяется гравийкой. Гравийка более, чем хорошая. Есть небольшие участки с ямами и гребенкой, но их немного. После того, как дорога спускается к транссибу, идет отсыпка щебенкой такая, что особо и асфальт не нужен. Машина идет мягко, уверенно, и на удивление тихо. Опять же, недавно был дождь, поэтому, нет пыли. Наверное, по пыли было бы менее комфортно. Встречаю Истану с 03 регионом. Выясняется, что едут в Тыву. Но у меня уже времени в обрез, поэтому, не рассусоливая долго, еду дальше. Доехав до Краснокаменска, паркуюсь у 4 дома... Когда-то я тут жил. В 52 квартире... Тогда еще не было улиц. Был просто "Поселок Краснокаменск, дом 4 квартира 52". Как сейчас помню свой голос, записанный на аудиоленту... Тут меня поджидает неожиданность. Выйдя из машины и встав перед этим домом, я понял, что у меня довольно сильно трясутся руки... Небольшая прогулка, спокойствие-только спокойствие, скидываю записи с видеорегистратора на диск и выдвигаюсь дальше. Дорога приятно удивила. Краснокаменск - Курагино - один час... Сбылась мечта детства - покататься по Курагино за рулем. Когда-то я здесь мог кататься только за рулем дедушкиной машины и только в полях... Что-то знакомое, что-то не очень. Родная улица кажется уже не такой уж и большой, а местами - даже тесной. Родной дом подвергся изменениям, но внутрь попасть так и не удалось. Хозяев не смог застать дома. Пообщавшись с теми, кого еще помню, передав привет от бабушки, поработав на могилках прабабушки и дедушки, загрузившись деревенскими гостинцами (практически везде встречали как собственного ребенка или внука) выдвигаюсь дальше. Впервые - по мосту через Тубу. Раньше только на пароме здесь катался... Дальше снова приятная неожиданность - оказывается, от Курагино до Абакана - тоже всего лишь час... В Абакане - день города. Встречаюсь со знакомыми из детства. Немного гуляем, после - едем до Черногорска. Угощают, предлагают ночлег, но путь лежит дальше. Скоро уже на работу... Пытаюсь узнать о состоянии дороги через Шарыпово. Говорят, что на пузотере дорога вполне проезжабельная, но для больших - не очень. Решаюсь. После сумерек меня обходит... новосибирское таксомоторное средство. Проще говоря, такси. Выясняется, что действительно, таксист, действительно, из Абакана в Новосибирск. "К 5 утра нужно быть на вокзале". Но двигаться ночью по незнакомой дороге посредственного качества с предложенной скоростью (местами - 150) я отказываюсь. Проще переночевать и засветло двинуться в путь. Что и проделываю. Немного не доехав до "эмки" обнаруживаю разногласие навигатора и указателя. Навигатор предлагает ехать на Кемерово налево, указатель - направо... Не долго думая, решаю, что указатель свежее, беру правее. И довольно быстро попадаю на "федералку". Не доехав 40 километров до Кемерово машина глохнет. Устала... Указатель топлива - едва только загорелась лампочка. Но истинность его показаний уже не заслуживает доверия, поэтому, первым делом доливаю из канистры. Завелись. Через дорогу - заправка, но не стал рисковать, покатил до Кемерово с ГПН. Это около 40 километров. В бак после 10 из канистры вошло еще 47 литров... Ну пусть литров 5 я сжег, пока докатил... Понимаю, что ДУТу больше верить нельзя однозначно. До дому - рукой подать, дома уже ждет семья. Но самое сложное - это не торопиться. Заставляю себя немножко снять возбуждение и чуть-чуть отдохнуть. После чего - на Промышленную и домой... Новосибирск встречает традиционной пробкой на въезде. Но это - уже дом. Уже рядом...
Записные хроники будут позже :)